Fast Multipole Method

Olga Abramova, Yulia Itkulova, Dmitry Maryin, Victor Malyshev, Elena Moiseeva, Nail Gumerov

Most of the problems studied in the laboratory are united by the basic algorithm, the fast multipole method (FMM).

The FMM was originally developed by American scientists Rokhlin and Greengard in 1987 and it was intended for fast computation of the N-body problem. According to experts the FMM along with such algorithms as the fast Fourier transform (FFT) entered the top ten best algorithms of the 20th century. It is known that the exact computation of the interaction potential for N-body requires N2 operations. The proposed algorithm solves this problem using only kN operations, where k is much less than N. For a large N it allows accelerating of calculations orders of magnitude, and solving problems that simply could not be solved using a standard algorithm. The difference between the FMM and another revolutionary algorithm, the FFT, is that the FFT requires that all the data points are located on a uniform grid, which is certainly not the case for problems that includes stars or atoms, while the FMM may be used for arbitrary (unstructured) data sets.

The hierarchical structure of the Fast Multipole Method

The FMM achieves its goal by using complex hierarchical (adaptive) data structure and mathematical theory of expansion and translation of functions. This makes the FMM a relatively difficult both for understanding and for efficient implementation, especially on data-parallel processors. Over the past two decades the scientists from the U.S., Europe, Japan, and other countries demonstrated impressive results in computation of fluid flows, acoustics, electromagnetism, molecular dynamics, etc. obtained using the FMM. However in Russia the FMM has not received proper development and popularity and its active use started only recently. 

Universality of the method is due to the fact that classical linear and nonlinear problems can be reduced to solution of large, dense systems of equations, which is the main computational problem (for example, it can consume up to 99% of all computing resources) and the acceleration of solutions is of great importance. The FMM splits the matrix vector product into sparse and dense parts which can be computed independently and in parallel. The sparse part is computed directly, while the dense part is computed approximately with a required accuracy (using expansions). The scale of modern problems solved by direct modeling based on the "first" principles (the computation of the pairwise interaction forces in systems with millions of molecules or solution of the Navier-Stokes equations in domains with complex boundaries due to highly discretized boundaries of channels and particles of arbitrary shape) is such that it makes FMM-like methods particularly significant. Combination of low complexity and a high degree of parallelism makes the FMM an attractive method for the Peta-scale and Exa-scale computing era.

The run time of one time step of simulation of dynamics of water molecules using straightforward technique (brute force) and using FMM, with and without utilization of graphic processing units (GPU)

Despite a short time since its foundation, the laboratory became a pioneer and leader in the FMM in Russia. The FMM course developed at the Institute for Advanced Computer Studies at the University of Maryland (USA) was taught to the laboratory researchers. Pioneering studies include the FMM implementation for direct calculation of the Stokesian dynamics of deformable droplets. Here the solutions were obtained for systems with more than ten thousand droplets (the problem, where at each time step a solution of a dense algebraic system with more than one million unknowns is required). The FMM is also used for fast calculations of the electrostatic potential in systems with a large number of polar molecules. Currently the application of the FMM for direct calculation of bubbles self-organization in acoustic fields is under development. In addition, the laboratory conducts research on the implementation of parallel version of the FMM on heterogeneous architectures, which contain several central and graphics processors. The first results in this direction are very impressive and are already implemented in software packages simulating the dynamics of emulsions and molecular dynamics. The results were reported on Russian conferences as well as on International conferences including the ICNMMF (International Conference on Numerical Methods in Mechanics of Multiphase Flows, Pennsylvania, USA, June 12-14, 2012) and the ASME IMECE'2012 (Congress of American Society of Mechanical Engineers, Texas, USA, November 9-15, 2012).

Быстрый метод мультиполей

Абрамова О.А., Иткулова Ю.А., Марьин Д.Ф., Малышев В.Л., Моисеева Е.Ф., Гумеров Н.А.

Все задачи, решаемые в лаборатории современного компьютерного моделирования микро- и наномасштабных процессов, объединены единым подходом или центральным методом решения, который развивается в лаборатории, а именно, быстрый метод мультиполей (БММ, англ. - Fast Multipole Method, FMM).

БММ был изначально разработан американскими учеными Рохлиным и Грингардом (Rokhlin & Greengard) в середине 80-х прошлого столетия и предназначался для быстрого вычисления гравитационного потенциала в задаче N тел и, по оценке экспертов, наряду с такими алгоритмами как быстрое преобразование Фурье, вошел в десятку лучших алгоритмов 20-го столетия. Известно, что точное нахождение потенциала взаимодействия для N тел требует порядка N2 операций. Предложенный алгоритм решает эту задачу используя всего kN операций, где k много меньше чем N. Для больших N это позволяет ускорить вычисления в тысячи раз и решать проблемы, которые просто было бы невозможно решить с помощью стандартного алгоритма. Отличие БММ от другого революционного алгоритма, быстрого преобразования Фурье состоит в том, что для быстрого преобразования Фурье все данные (скажем, тела) должны быть расположены на равномерной сетке, что, конечно, не так для произвольного расположения звезд, атомов, или других объектов, в то время как БММ может применяться для произвольного (неструктурированного) множества.

Иерархическая структура быстрого метода мультиполей

БММ достигает своей цели за счет использования иерархической структуры данных и математической теории разложения и трансляции функций, что делает его относительно непростым, как для понимания, так и для эффективной реализации. Возможно, по этой или другим причинам в России БММ не получил надлежащего развития. В то же время, в мире (США, Японии, Европе) за последние два десятилетия были достигнуты впечатляющие результаты с использованием БММ, как почти универсального метода для численного решения задач математической физики, включая течения жидкости, акустику, электромагнетизм, молекулярную динамику и многое другое. Универсальность метода обусловлена тем, что классические линейные и нелинейные задачи сводятся к решению больших плотных систем уравнений, которые и составляют основную вычислительную проблему (скажем, могут потреблять до 99% всех вычислительных ресурсов) и ускорение решения имеет первостепенную важность. Масштаб современных проблем, решаемых при прямом моделировании, основанном на «первых» принципах (вычисление парных сил в системах с миллионами молекул или же решение уравнений Навье-Стокса в областях со сложными границами, например, создаваемыми тысячами частиц произвольной формы) таков, что придает методам, таким как БММ, особую значимость.

Сравнение времени моделирования одного временного шага динамики молекул воды с/без использования быстрого метода мультиполей (FMM), с/без использования графического процессора (GPU)

Несмотря на короткий срок с момента создания, лаборатория, по сути, является пионером и лидером в области БММ в России и ведет исследования с использованием этого метода на мировом уровне. Для сотрудников лаборатории прочитан курс по БММ, разработанный в Институте передовых компьютерных исследований университета штата Мэриленд (США) и они прошли сертификацию. Впервые в мире в лаборатории был внедрен БММ для прямого расчета динамики деформируемых капель в стоксовом режиме и получены результаты для систем более чем с десятью тысячами капель, задаче, где на каждом шаге по времени требуется решать плотную алгебраическую систему более чем с миллионом неизвестных. БММ также используется для быстрого расчета электростатического потенциала в системах с большим количеством полярных молекул. В настоящее время идет разработка применения БММ для прямого расчета самоорганизации пузырьков в акустических полях. Кроме того, в лаборатории проводятся исследования по реализации параллельных версий БММ на гетерогенных архитектурах содержащих графические процессоры. Первые полученные результаты в этом направлении весьма впечатляющие и уже внедрены в пакеты программ для расчетов динамики эмульсий и молекулярной динамики. Эти результаты докладывались как на всероссийских, так и международных конференциях, включая ICNMMF (International Conference on Numerical Methods in Mechanics of Multiphase Flows, Pennsylvania, USA, June 12-14, 2012) и ASME’2012 (Congress of American Society of Mechanical Engineers, Texas, USA, November 9-15, 2012) и получили высокую международную оценку.